Шутить не собирались, но зрители смеялись PDF Печать E-mail
27.04.2012 09:39

В «Тильзит-театре» состоялась очередная премьера, вторая с начала 50-го театрального сезона, проходящего вне стен здания театра. Зрители смогли увидеть новую постановку на экспериментальной сцене. Режиссер-постановщик – Вилюс Малинаускас, который получил разрешение на работу в России и с начала апреля вступил в должность главного режиссера театра. Советчане уже имели возможность познакомиться с его творчеством – юбилейный сезон был открыт спектаклем «Урод», который поставил В. Малинаускас.

 

И вот новая постановка. На это раз внимание режиссера было обращено к русской классике: была выбрана одноактная пьеса-шутка Антона Павловича Чехова «Медведь». Эта пьеса была написана в 1888 году, ее героиня – молодая вдова – отказывается выходить замуж после смерти мужа, хотя и узнала о его любовных интригах на стороне. Но тут появляется кредитор мужа. Молодая вдова и этот кредитор так ненавидят друг друга, что дело может дойти до дуэли, но ведь от ненависти до любви - один шаг…Вообще, водевили Чехова, словно зеркало, отражают суету и нелепость нашей жизни, в которой все же есть место и любви, и смеху. Этот легкий и веселый спектакль…

Это привычный взгляд на пьесу. А режиссер В. Малинаускас уже в самом названии спекталя дал понять, что его видение классики несколько иное: «Не шутка» - так было заявлено в афише. И все же, хотя в «Тильзит-театре» шутить не собирались, зрители не могли сдержать улыбки и аплодисменты в самые «искрометные» моменты спектакля. Какое-то время и впрямь казалось, что перед нами – нечто, напоминающее мелодраму. Порой зритель готов был засмеяться, но этот порыв сдерживали очень искренние горькие слезы героини в исполнении заслуженной артистки России И. Несмияновой. Да и главный герой (заслуженный артист России Н. Зуборенко) совсем не был похож на «мужика, медведя, бурбона» (как его называла героиня в пылу ссоры)- порой его было чисто по-человечески так жаль…Вот и слуга Лука в исполнении заслуженного артиста России И. Гниденко, при всей комичности, вносил нотку какого-то сожаления, грусти по ушедшему времени. Так что «не шутка» почти получилась.

«Почти» – потому что трио служанок (артистки Е. Савляк, И. Семенова, В. Красовицкая) сразу давало понять: мы в театре, где смех и слезы так перепутаны, что не всегда и понятно, где что – то ли смех сквозь слезы, то ли слезы от смеха… В итоге зрители смеялись – не над всем, даже порой и не в тех местах, следующих из текста пьесы Антона Павловича, и, наверное, не в том количестве, в каком смеялись зрители старшего поколения, видевшие разные театральные постановки пьесы и даже ее экранизацию. Что же, это право режиссера – прочитывать по-своему. В. Малинаускас сделал это довольно решительно. Значит, будем ждать новых прочтений и сюрпризов, учитывая театральную – литовскую – школу нового главного режиссера «Тильзит-театра».