Социальная кампания «ДИСТАНЦИЯ» PDF Печать E-mail
13.04.2016 12:15

2016-04-13-DistЗачастую дорожно-транспортные происшествия происходят в ситуации, когда водителям не хватает возможностей для совершения безопасного маневра, позволяющего избежать дорожного транспортного происшествия. Такая ситуация характерна как для движения на высоких скоростях, вне города, так и на не значительных скоростях в условиях уличного движения.

 

 

 

С точки зрения безопасности дорожного движения, возможности, необходимые для совершения маневра, в первую очередь характеризуются доступным пространством или безопасной дистанцией между автомобилями, в различных дорожных ситуациях от движения в попутном направлении в потоке, до расстояния, которое остается между транспортными средствами, останавливающимися перед пешеходным переходом.

Как следствие, необходимость правильного выбора и соблюдения дистанции является одним из наиболее значимых элементов, обеспечивающих безопасность участников дорожного движения. К сожалению, текущая дорожная ситуация такова, что около 87% всех ДТП совершаются по вине самих водителей, и проблема неправильного выбора и соблюдения дистанции является одной из самых острых. Так, согласно данным статистики, почти каждое десятое ДТП с тяжелыми последствиями в нашей стране совершено из-за неправильно выбора или несоблюдения дистанции. Это один из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на уровень аварийности и смертности на дорогах России. Ситуация связана с тем, что зачастую водители не уделяют должного внимания или попросту не знают, каким образом необходимо определять, выбирать и соблюдать безопасную дистанцию, соответствующую текущей интенсивности движения транспортного потока, скоростного режима и другим дорожным условиям. Не учитывается и зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств, а также от действий других участников дорожного движения, в том числе пешеходов. Водители оставляют слишком малое расстояние между транспортными средствами, тем самым переоценивая как свои возможности, так особенности и состояние своего автомобиля.

Еще одной проблемой, связанной с безопасной дистанцией, является тот факт, что в Правилах дорожного движения РФ (п.9.10) нет установленного в метрах или других единицах измерения, требования о правильном выборе безопасной дистанции. Например, при какой скорости движения (разрешенной ПДД) какую дистанцию выбирать и, как соблюдать безопасную дистанцию до движущегося впереди транспортного средства: «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Все эти данные говорят о том, что большинство водителей за рулем пренебрегают предписанными требованиями и забывают о соблюдении безопасной дистанции, не учитывая изменение размеров и формы опасного пространства при различных скоростях и траекториях движения транспортных средств. Также существует проблема неправильного выбора дистанции при различных метеорологических и дорожных условиях, особенно на скоростях, не соответствующих этим условиям, что является причиной большого количества столкновений, в частности с тяжкими последствиями.

На выбор необходимой дистанции влияют множество факторов, среди которых:

- скорость движения, дорожное покрытие (его качество и состояние), в совокупности со временем суток и погодными условиями;

- навыки вождения и общее состояние водителя (например, утомленность и т.д.);

- техническое состояние транспортного средства (тип, марка и состояние шин, состояние тормозной системы и т.д.), в том числе видимость и исправность стоп-сигналов

- плотность транспортного потока;

- тип трассы и видимость по ходу движения;

- количество пассажиров и загруженность транспортного средства;

- ошибки и неправильные действия других водителей, а также поведение иных участников дорожного движения.

Нельзя забывать и о том, что в условиях города дистанция также не может быть постоянно заданной: например, при приближении к нерегулируемому перекрестку или пешеходному переходу дистанцию лучше увеличивать заблаговременно. Немаловажно соблюдать и безопасные условия обгона (опережения). Стоит также помнить, что даже если остановиться в пробке перед автомобилем, правильная дистанция до него, впоследствии, поможет безопасно его объехать, если он, например, «заглох» или сломался. К тому же нельзя предугадать, когда водитель, который движется впереди вашего автомобиля, решит притормозить или совершить маневр. Поэтому расстояние между движущимися автомобилями должно быть адекватным текущим дорожным (в том числе метеорологическим) условиям и безопасным.

Какие действия должны совершать участники дорожного движения

Для обеспечения безопасного движения, водитель должен выбрать правильную модель поведения на дороге, а также вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого груза, дорожные и метеорологические условия. Выбранная модель поведения, а также скорость должны обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил дорожного движения.

Нельзя забывать и про пешеходов, которые так же являются участниками дорожного движения. Пешеход более маневрен и не предсказуем для водителей – он может, как сразу остановиться, так и внезапно пойти назад или возобновить движение, начать переход вне зоны пешеходного перехода или переходить перед близко движущимся транспортом, может неожиданно выйти из-за препятствия.

В то же время, пешеход не знает ни какова скорость приближающегося автомобиля, ни каковы умение и опыт водителя в этом автомобиле, ни технического состояния этого автомобиля, ни в каком физическом состоянии находится сам водитель. Пешеходу, в том числе, необходимо учитывать и где он переходит дорогу, каковы дорожные и метеоусловия.

 

Фактически, пешеход находится в тех же рамках, что и водитель – он должен действовать согласно правильной модели поведения на дороге, соответствующей текущей транспортной обстановки.

Пешеход всегда должен помнить, что у водителя в автомобиле с увеличением скорости сужается угол обзора дороги. В свою очередь, нельзя забывать и о том, что на оценку расстояния до предметов влияет их цвет. Так, например, движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности, и, следовательно, он воспринимается по дистанции дальше, чем есть на самом деле. А пешеходы, одетые в темную одежду, труднее различимы для водителя, особенно в темное время суток или при неблагоприятных метеоусловиях.

Таким образом, обозначенная выше проблема является одной из наиболее важных и значимых с точки зрений обеспечения безопасности дорожного движения и требует повышенного внимания всех участников дорожного движения.

 

Госавтоинспекция МО МВД России «Советский»