Черно-белые воспоминания PDF Печать E-mail
14.02.2012 10:16

В музее истории города состоялось открытие выставки фотографий «Клайпеда 1965 г.». Автор этих 28 черно-белых фотографий – Романас Борисовас, уроженец г. Вильнюса, предки которого – выходцы из Восточной Пруссии, свободный художник-акварелист, автор более 50 персональных выставок в Литве, Германии, США, Люксембурге и России, страстный яхтсмен, ныне живущий в г. Клайпеде. Эта выставка была организована при участии и поддержке Генерального консульства Литовской Республики в Калининграде.

 

Предыстория фотографий, ставших предметом выставки, необычайно интересная. Именно поэтому автор так много внимания при открытии уделил истории их появления, тому, что именно они запечатлели почти полвека назад. Тогда, в 1965 году, отец поехал в командировку в Клайпеду и взял с собой 16-летнего Романаса с собой. Подросток даже не знал о том, что в городе и спустя 20 лет после войны существовал запрет на ведение фотосъемки, заглядывал во дворы, фотографировал своим «Зенитом» старые улочки, интересные здания, любопытные уголки. Большинство из них не «дожили» до наших дней – совсем или переделаны до неузнаваемости, однако остались на фотографиях, которые увидели свет спустя 42 года после момента съемок. Помог случай: в 2007 году, разбирая архив отца, Романас обнаружил пленку, проявил ее – и увидел чудесным образом уцелевшие «осколки» довоенной Клайпеды, фактические «осколки» Мемеля (так город назывался у немцев). Сегодняшней Литве довоенная Клайпеда так же далека, как и в те первые послевоенные годы, считает Р. Борисовас. Город теряет свое историческое лицо, и подобные выставки – это попытка напомнить о прошлом, достучаться до чиновников. Романас – активный член общественной организации «Прусская Литва», участвует в формировании общественного мнения о необходимости сохранить и по возможности восстановить облик старого центра Мемеля хотя бы в тех фрагментах, которые уцелели в беспощадных схватках войны и в ходе непродуманной послевоенной перестройки города.

Все это актуально и для нашего города с его двойной историей. Гость, правда, отметил, что в Советске сохранилось немало, главное – сохранилась структура города, что он приятно удивлен и что не исключает появления в своих – теперь уже акварельных – работах и видов наших строений, улиц. А вообще, Восточная Пруссия в части нынешней Калининградской области уже получила свое художественное воплощение в творчестве Р. Борисоваса. Только в Калининграде у Романаса Борисоваса состоялись четыре персональные выставки акварелей, а сейчас в литературной гостиной Калининградского ПЕН-центра готовится к открытию выставка его фотографий послевоенной Пруссии.

На открытии выставки в музее истории города собрались любители фотоискусства, те, кто интересуются историей и культурой соседнего государства, советчане литовской национальности. Директор музея истории города А. Шпилева представила автора – Романаса Борисоваса и официальных гостей: начальника управления по культуре, молодежной политике и туризму администрации СГО А. Янкаускайте, советника консульства Литовской Республики в г. Советске Бронюса Макаускаса. Звучали слова признательности в адрес автора, столь чутко относящегося к истории, к красоте архитектурного пейзажа, а также в адрес посетителей выставки, не испугавшихся мороза и пришедших в музей. От имени руководства Советского городского округа Р. Борисовасу были вручены памятные подарки, касающиеся прошлого и настоящего Тильзита-Советска. Сам автор преподнес в дар городу свой каталог работ, а затем, рассказав об истории представленных фотографий, немало внимания уделил необходимости сохранения исторического прошлого, каким бы оно ни было, ответил на вопросы, поблагодарил всех за внимание и пожелал приятного просмотра. Расходиться посетители выставки не торопились – черно-белые фотографии притягивали взгляд, останавливая время и приглашая к разговору. О прошлом, настоящем и будущем.