С преданностью к профессии PDF Печать E-mail
21.02.2012 10:32

Сегодня завершается городской конкурс «Учитель года». Все участники, а их в этом году, как уже сообщалось, десять человек, соберутся в 15:00 в гимназии №1 на «круглый стол», который посвящен теме «Школа для школы или школа для жизни?». Участие в его работе примут представители администрации Советского городского округа, педагогической общественности, СМИ.

О нем позже, а сегодня о том, что предшествовало этому финальному мероприятию.

 

Через день после проведенной жеребьевки все участники, а также их «болельщики» собрались в Советском ресурсном центре. Здесь прошла защита творческой работы на тему «Моя педагогическая философия». Учителям пришлось в ограниченных временных рамках рассказать о том, на чем держится их профессиональная деятельность, что лежит в основе их педагогического подхода к каждому ученику. Стоит ли говорить, как волновались участники?! Тем более что за конкурсом в этом году внимательно следило не только учительское, но и ученическое жюри, в состав которого вошли самые активные ученики всех школ города.

Первой свою педагогическую философию защищала Э.А. Хайрулина, учитель начальных классов СОШ №4 с УИОП. Эльвира Анваровна своей главной задачей считает создание условий для развития личности ребенка с учетом его особенностей, особенностей его характера, и выявление дарований. «Верь в себя – и все получится!» - такой лозунг провозглашает педагог, обращаясь к своим ученикам.

С.Г. Туманова, учитель биологии лицея №10, уверена в том, что основная задача современного учителя заключается в том, чтобы помочь ученику в его дальнейшем самоопределении. Не подавлять природу ребенка, а выявлять его способности – вот цель педагога, по мнению Светланы Геннадьевны. Педагога, который не имеет права стоять на месте в своем профессиональном росте.

Научить детей вести культурный диалог – вот главное для учителя немецкого языка гимназии №1 В.В. Пантелеевой. Вероника Викторовна уверена, что иного пути у педагога, ведущего такой предмет, как немецкий язык, на территории нашей области, у которой немецкое прошлое, русское настоящее и человеческое будущее, быть не может.

Трудно не согласиться с С.Н. Цориевой, учителем истории детского дома-школы, утверждающей, что школа – это мастерская, а учитель – это мастер. Светлана Николаевна на своих уроках стремится создать для своих учеников ситуацию успеха, развивает в них способность видеть в каждой ситуации позитив, быть уверенными в своих силах. Жизнь – это ремесло, так что ей, жизни, надо учить, как и ремеслу, считает педагог.

«Наши дети, как тесто, - из них можно вылепить что угодно», - таково мнение Е.В. Соломаха, учителя английского языка лицея №5. Вот только прежде чем лепить, надо замесить это «тесто», сложить все ингредиенты вместе, считает Елена Валериевна. Задача педагога и состоит в подборе этих «ингредиентов», а уж процесс лепки он пройдет вместе с родителями, обществом, временем.

Н.В. Гурьева, учитель английского и немецкого языков ООШ №8, в своей педагогической деятельности руководствуется справедливостью, честностью и компетентностью. Всеми этими качествами просто обязан обладать современный учитель, уверена Наталья Васильевна. Только тогда он найдет отклик в душе ребенка, только тогда он может рассчитывать на понимание, а в дальнейшем – на благодарную память, высшую награду учителя.

Любовь к делу и ученикам – вот основная характеристика современного педагога, по мнению Н.С. Илющенко, учителя английского языка ООШ №6. Наталья Сергеевна считает, что учителю необходимы вдохновение, профессиональное мастерство, дальновидность, отсутствие авторитарности во взаимоотношениях с учениками. И если учителя представить в форме цветка (вместе с родителями), то его ученики – это семена, разлетающиеся по свету и дающие новые ростки.

Оксана Викторовна уверена, что процесс обучения подобен плаванию в море знаний на корабле содружества. А конечная цель этого «плавания», как считает О.В. Степанова, учитель начальных классов ООШ №8, - это успехи учеников. Но кто сказал, что плавание это легкое?! Вот и должен учитель помочь ученику надеяться на свои силы, опираясь на новые знания.

«Учитель – это состояние души», - так считает А.Б. Федорова, учитель информатики и ИКТ ООШ №3. Александра Борисовна не сразу пришла в профессию, но, придя, поняла, какая это огромная ответственность. Ведь педагог должен сформировать коммуникативную, конкурентоспособную личность с желанием узнавать, готовую на сотрудничество.

Завершал первый тур конкурса единственный мужчина – Н.А. Реутов, учитель английского языка СОШ №4 с УИОП. Никита Александрович в своей деятельности руководствуется высказыванием известного польского педагога Януша Корчака: «Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». И тайна успешного образования лежит в уважении к ученику, к человеку. А еще – в постоянном самосовершенствовании учителя.

 

Второй тур конкурса, который проходил 16 и 17 февраля в лицее №10 и гимназии №1, должен был продемонстрировать жизненность утверждаемых постулатов. Все участники дали открытый урок по предмету в незнакомом классе. Класс и тему определял каждый конкурсант с учетом учебной программы, а после - проводил самоанализ открытого урока с точки зрения представленной педагогической философии. Интересно было наблюдать за тем, как опытные и молодые педагоги на примере доказывают свою профессиональную состоятельность. Формы уроков были самые разные, как и методы воздействия на учеников. Кто-то из конкурсантов пел, аккомпанируя себе на гитаре, кто-то использовал игровые формы для объяснения нового материала, кто-то прибегал к помощи самых разнообразных опытов, кто-то разработал настоящий проект, над реализацией которого трудился весь класс. Кому-то на помощь пришли все технические средства и даже помощники, а кому-то потребовались минимальные «помощники» во всем, потому что главным на уроке был сам учитель. Получилось или нет то, что было задумано, прочувствовано – еще скажет жюри, но сами участники уже дали свои оценки. И главная – дети очень доброжелательно приняли своих новых педагогов, старались помочь во время урока, поддержать своего нового учителя, а значит, взаимопонимание и сотрудничество, о которых говорили на первом этапе конкурса все педагоги, были достигнуты.

 

Еще одно мероприятие, еще один этап – и конкурс будет завершен. 1 марта в торжественной обстановке будут оглашены результаты, но главный результат уже можно огласить – в конкурсе принимали участие педагоги, отличающиеся преданностью к выбранной много лет назад или совсем недавно профессии.